Порядок использования воздушного пространства

Российской Федерации беспилотными воздушными судами (БВС)

Основные правила использования воздушного пространства (ВП)

Полеты БВС отнесены к деятельности по использованию воздушного пространства. Физические или юридические лица, планирующие осуществлять запуски БВС, должны знать и выполнять правила и процедуры, установленные воздушным законодательством Российской Федерации в сфере использования воздушного пространства.

Порядок использования воздушного пространства Российской Федерации, в том числе и БВС, установлен Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 (далее ФП-138).


Для выполнения полетов БВС ФП-138 установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства, независимо от класса воздушного пространства, в котором выполняется полет.

Классификация воздушного пространства

Согласно пункту 10 ФП-138 Воздушное пространство над территорией Российской Федерации, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию, классифицируется следующим образом:
  • Класс A

    Разрешаются полеты, выполняемые только по правилам полетов по приборам. Все воздушные суда обеспечиваются диспетчерским обслуживанием и эшелонируются. Ограничения по скорости не применяются. Наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) обязательно. Все полеты над территорией Российской Федерации выполняются при наличии разрешения на использование воздушного пространства, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 ФП-138

  • Класс C

    Разрешаются полеты, выполняемые по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Все воздушные суда обеспечиваются диспетчерским обслуживанием. Воздушные суда, выполняющие полеты по правилам полетов по приборам, эшелонируются относительно других воздушных судов, выполняющих полеты по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Воздушные суда, выполняющие полеты по правилам визуальных полетов, эшелонируются относительно воздушных судов, выполняющих полеты по правилам полетов по приборам, и получают информацию о движении в отношении других воздушных судов, выполняющих полеты по правилам визуальных полетов. Для воздушных судов, выполняющих полеты по правилам визуальных полетов, на высотах ниже 3050 м действует ограничение по скорости, составляющее не более 450 км/ч. Наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) обязательно. Все полеты над территорией Российской Федерации выполняются при наличии разрешения на использование воздушного пространства, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 ФП-138

  • Класс G

    Разрешаются полеты, выполняемые по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Эшелонирование воздушных судов не производится. Все полеты по запросу обеспечиваются полетно-информационным обслуживанием. Для всех полетов на высотах ниже 3050 м действует ограничение по скорости, составляющее не более 450 км/ч. Воздушные суда, выполняющие полеты по правилам полетов по приборам, обязаны иметь постоянную двухстороннюю радиосвязь с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами). При полетах воздушных судов по правилам визуальных полетов наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) не требуется. При выполнении всех полетов воздушных судов наличие разрешения на использование воздушного пространства не требуется.

Согласно пункту 135 ФП-138 при возникновении потребности в использовании воздушного пространства одновременно 2 и более пользователями воздушного пространства устанавливается запрещение или ограничение их деятельности в определенных районах воздушного пространства Российской Федерации в соответствии с государственными приоритетами в использовании воздушного пространства, осуществляемое путем введения временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений.
Представления на установление временного и местного режимов подаются пользователями воздушного пространства в соответствии с Инструкцией по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений, утвержденной приказом Минтранса России от 27.06.2011 № 171.

Пункт 139 ФП-138. Местный режим на воздушных трассах и местных воздушных линиях, открытых для международных полетов, а также в районах аэродромов, открытых для выполнения международных полетов, не устанавливается.

Запретные и (или) диспетчерские зоны можно посмотреть на сайте fpln.ru.

Включить фильтр с отображением зон.

Разрешительный порядок использования воздушного пространства

БВС до 0,25 кг.
На полеты БВС массой до 0,25 кг. на высоте до 150 м. не нужно разрешение.

НУЖНО, если заключен договор на оказание авиационных работ, высота полета более 150 м. и полет осуществляется вне пределах прямой видимости в темное время суток:

  • расстояние от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок менее 5 км.
  • полет осуществляется в зоне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, проводимых в соответствии с ФЗ «О государственной охране»
БВС от 0,25 кг. до 30 кг.
На полеты БВС массой от 0,25 кг. до 30 кг. на высоте до 150 м. не нужно разрешение.

НУЖНО, если заключен договор на оказание авиационных работ, высота полета более 150 м. и полет осуществляется вне пределах прямой видимости в темное время суток:

  • расстояние от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок менее 5 км.
  • полет осуществляется в зоне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, проводимых в соответствии с ФЗ «О государственной охране»
БВС выше 30 кг. 
Для обеспечения безопасности полетов БВС массой выше 30 кг. нужно подать представление на установление временного или местного режима.

Направление представленного плана полета воздушного судна (БВС) в центры ЕС ОрВД осуществляется пользователем воздушного пространства (гражданином — владельцем БВС) в соответствии с Табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 24.01.2013 № 13.





Режимы воздушного пространства

Временный режим (VR)

Пункт 137 ФП-138. Временный режим устанавливается главным центром Единой системы для обеспечения следующих видов деятельности:

е) выполнение полетов беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве классов A и C.


Временный режим (VR) - выделение части воздушного пространства для БВС в самых ответственных частях воздушного пространства (например около международных аэропортов). В границах временного режима могут летать все отведенное время только заявленные БВС. Все другие БВС и ВС будут извещены специальным извещением (NOTAM) о том, что в границы данного режима заходить нельзя, поскольку внутри летает беспилотное воздушное судно.


Временный режим вводится Главным Центром Единой Системы Организации Воздушного движения (ГЦ ЕС ОрВД) по согласованию с местным Зональным центром Единой Системы Организации Воздушного движения (ЗЦ ЕС ОрВД).


Представление на временный режим необходимо подавать за 5 дней до вылета.

Местный режим (MR)

Пункт 138 ФП-138. Местный режим устанавливается региональным и зональным центрами Единой системы в нижнем воздушном пространстве для обеспечения следующих видов деятельности:

г) выполнение полетов беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве классов C и G.


Местный режим (MR) - выделение части воздушного пространства для БВС. В границах местного режима могут летать отведенное время только заявленные БВС. Все другие БВС и ВС будут извещены специальным извещением (NOTAM) о том, что в границы данного режима заходить нельзя, поскольку внутри летает беспилотное воздушное судно.


Местный режим вводится местным Зональным центром Единой Системы Организации Воздушного движения (ЗЦ ЕС ОрВД).


Представление на местный режим необходимо подавать за 3 дня до вылета.

Структура центров ЕС ОрВД

структура центров ЕС ОрВД
Порядок установления местного режима (МР)
на использование воздушного пространства (ИВП)
  • Согласование МР на ИВП

    1. Согласование с Администрацией района ИВП. Заявление на согласование установления МР. Бланк заявления.
    2. Согласование с владельцем территории. Разрешение на выполнение полетов от владельца территории (в свободной форме).
    01
  • Установление МР на ИВП

    Представление на установление МР отправляется по электронной почте в адрес ЗЦ ЕС ОрВД не позднее 3 (трех) суток до вылета. Бланк представления. 

    02
  • План полета

    Отправляется по электронной почте в адрес ЗЦ ЕС ОрВД не позднее вечера дня перед вылетом. Бланк плана полета.

    Регламент заполнения плана полета установлен в табеле сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации. 
    Либо воспользоваться помощью различных сервисов, на которых при заполнении формы, готовый план полета будет отправлен на ваш почтовый ящик. 
    03
  • Действия пилота при ИВП

    1. За 2 (два) часа до запланированного времени начала деятельности БВС внешний пилот запрашивает разрешение на взлет у диспетчера по телефону. Не менее чем за 1 (один) час до запланированного времени взлёта диспетчер должен выдать разрешение на ИВП внешнему пилоту.
    2. Выполняет полет.
    3. Сообщения о выполнении полета БВС передаются внешним пилотом диспетчеру не позднее чем:
    • через 5 минут после фактического запуска (или в случае задержки, переноса или отмены запуска);
    • немедленно при возникновении нештатных ситуаций, связанных с эксплуатацией БВС.

    4. Не позднее чем через 10 (десять) минут после посадки об окончании деятельности внешний пилот докладывает диспетчеру о посадке БВС и закрытии режима по телефону. 

    04
Порядок установления временного режима (ВР)
на использование воздушного пространства (ИВП)
  • Согласование ВР на ИВП

    1. Согласование с Администрацией района ИВП. Заявление на согласование установления ВР. Бланк заявления.
    2. Согласование с владельцем территории. Разрешение на выполнение полетов от владельца территории (в свободной форме).
    3. Письмо от Службы управления воздушным движением аэродрома.
    4. Представление на на согласование установления ВР отправляется по электронной почте в адрес ЗЦ ЕС ОрВД не позднее 5 (пяти) суток до вылета. Бланк представления.
    01
  • Установление ВР на ИВП

    Представление на установление ВР отправляется по электронной почте в адрес ГЦ ЕС ОрВД не позднее 5 (пяти) суток до вылета. Бланк представления.

    02
  • План полета

    Отправляется по электронной почте в адрес ЗЦ ЕС ОрВД не позднее вечера дня перед вылетом. Бланк плана полета.

    Регламент заполнения плана полета установлен в табеле сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации.
    Либо воспользоваться помощью различных сервисов, на которых при заполнении формы, готовый план полета будет отправлен на ваш почтовый ящик.
    03
  • Действия пилота при ИВП

    1. За 2 (два) часа до запланированного времени начала деятельности БВС внешний пилот запрашивает разрешение на взлет у диспетчера по телефону. Не менее чем за 1 (один) час до запланированного времени взлёта диспетчер должен выдать разрешение на ИВП внешнему пилоту.
    2. Выполняет полет.
    3. Сообщения о выполнении полета БВС передаются внешним пилотом диспетчеру не позднее чем:
    • через 5 минут после фактического запуска (или в случае задержки, переноса или отмены запуска);
    • немедленно при возникновении нештатных ситуаций, связанных с эксплуатацией БВС.

    4. Не позднее чем через 10 (десять) минут после посадки об окончании деятельности внешний пилот докладывает диспетчеру о посадке БВС и закрытии режима по телефону.

    04

На сайте ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» для владельцев БВС с максимальной взлетной массой от 0,25 кг. до 30 кг., прошедших процедуру учета БВС в Российской Федерации, предоставлена возможность самостоятельной регистрации в Системе представления планов полетов по сети Интернет и телефонной сети (СППИ) и направления в оперативные органы ЕС ОрВД представлений на установление временного и местного режимов, а также плана полета БВС.

Для владельцев БВС, которые не прошли вышеуказанную процедуру, предусмотрена возможность представления планов полетов в центры ЕС ОрВД по телефону (факсу). Контактная информация, необходимая для направления плана полета воздушного судна (БВС), размещена на информационно-телекоммуникационных ресурсах в сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») www.ivprf.ru и http://gkovd.ru/servisy/

Планирование и координирование использования воздушного пространства осуществляется центрами ЕС ОрВД в соответствии с федеральными авиационными правилами «Организация планирования использования воздушного пространства Российской Федерации», утвержденными приказом Минтранса России от 16.01.2012 № 6.
При необходимости использования воздушного пространства БВС (за исключением полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг) над населенным пунктом пользователю воздушного пространства (гражданину — владельцу БВС) в соответствии с пунктом 49 Федеральных правил дополнительно необходимо получить разрешение органа местного самоуправления такого населенного пункта, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов.

При планировании полетов БВС следует обратить внимание, что над территорией Российской Федерации вдоль ее государственной границы устанавливается приграничная полоса — воздушное пространство, примыкающее к государственной границе Российской Федерации, шириной 25 км с особым режимом его использования.
В приграничной полосе запрещены полеты без представления плана полета воздушного судна, разрешения на использование воздушного пространства и без радиосвязи экипажа воздушного судна с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами).
Использование воздушного пространства приграничной полосы при выполнении авиационных работ осуществляется при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения территориального органа Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
В целях предотвращения непреднамеренного нарушения государственной границы Российской Федерации, пункты управления БВС, находящиеся в приграничной полосе, должны иметь систему наблюдения, позволяющую осуществлять контроль за полетом БВС.
Соответствующими приказами Минтранса России в воздушном пространстве Российской Федерации установлены запретные зоны и зоны ограничения полетов, информация по которым находится в открытом доступе в сети «Интернет».
Согласно пункту 40 ФП-138, при необходимости использования воздушного пространства запретных зон и зон ограничения полетов, пользователи воздушного пространства (граждане — владельцы БВС) обязаны получить разрешение лиц, в интересах которых установлены такие зоны. Почтовые адреса, телефоны, частоты радиосвязи авиационного диапазона лиц, наделенных полномочиями по выдаче таких разрешений опубликованы на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта в сети «Интернет».
За нарушение правил использования воздушного пространства Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 11.4) установлена соответствующая ответственность граждан, должностных и юридических лиц.
Показать ещё

Политика в отношении обработки персональных данных, Пользовательское соглашение.

Вся информация на сайте носит справочный характер и не является публичной офертой, определяемой статьей 437 ГК РФ.